detiНАСТАВЛЕНИЕ О ХРИСТИАНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

Об обязанностях детей к своим родителям

I. Дети должны оказывать родителям всякое почтение Так Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, говоря: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле (Исх. 12, 20).
Почтение это особенно в следующих делах состоит:
+ любить их истинно и чистосердечно;
+ говорить о них со всяким почтением;
+ перед ними вставать;
+ сидящим предстоять;
+ при случае достойнейшее место им отдавать;
+ когда говорят, слов их не прерывать и в них безрассудно не примешивать ничего;
+ дела никакого без их воли не начинать;
+ ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести.

Такое почтение царь Израилев Соломон к матери своей Вирсавии оказывал, как читаем в книге 3-й Царств: И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии, и встал царь навстречу ей, и поклонился ей, и сел на престоле своем; и поставили другой престол для матери царя, и она села по правую руку его (3 Цар. 2, 19).

II. Всякое им должны оказывать послушание. Так приказывает святой апостол: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем (Кол. 3, 20). Послушание же это, разумеется, должно быть тогда, когда родители своим детям приказывают что-либо, согласное со словом Божиим или непротивное ему (см.: Еф. 6, 1). Если же что противное слову Божию повелевают, в том совсем не должно слушать, так как несравненно в большей чести Божие повеление должно быть, нежели родителей. Об этом Христос, Сын Божий, научил в святом Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10, 37).

III. Дети родителям должны показывать всякую благодарность, потому что от них жизнь, наставление и все, что они имеют, получили. Благодарность эта в следующем состоит:
+ во всяких нуждах им помогать;
+ когда не имеют довольствия, питать и одевать их;
+ в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт. 9, 23).

IV. За непочитание родителей Бог детям великие наказания определил: проклятие: проклят безчестящий отца своего или мать свою (Втор. 27, 16); смерть: человек, если злое скажет отцу своему или матери своей, смертью да умрет (Втор. 27, 16).

Если дети неблагодарны будут к своим родителям, от которых столько благодеяний получили, то это следует не от чего иного, как от плохого воспитания, и в этом сами родители виноваты, потому что плохо их воспитывали. Так дети родителям своим, за их нерадение и небрежение в воспитании, воздают равное ослушанием, презрением, злословием, а иногда и биением. Не только в этом веке нерадивые отцы такое претерпевают, но и в будущем еще сильнее перед Страшным Судом Божиим наказаны будут.

Посему внимайте этому, родители: храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших, или даже как души свои. Знайте, что вы за них ответ Богу дадите. Он вас за них сильно накажет. Что вы их по-французски, по-немецки, по-итальянски или светским правилам не научите, за то вас Бог не спросит, а за то, что их в добрых нравах не наставите, суда Божия и истязания не избежите. Помните вы это, я вам просто, да правду говорю: если дети ваши злыми будут, то внучата еще злее, а правнучата и еще злее. Ибо злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим не искоренится. А всему тому злу корень и начало — злое наше воспитание.

Об обязанности родителей к своим детям

Сам Бог родителям приказывает иметь всякое старание о добром воспитании детей. 

Читай Второзаконие (6, 6-7): И да будут слова эти, которые Я заповедаю тебе ныне, в сердце твоем и в душе твоей, и да наставишь ими сынов твоих, и да скажешь их сынам твоим, и да будешь говорить о них, сидя в доме, и идя путем, и лежа, и вставая. И еще смотри там же, гл. 4, 11, 42 и еще в пс. 77.

II. Должно детям малым прежде всего всеивать семя правой веры и христианского благочестия, дабы они не были заражены каким-либо противным и душевредным учением.
Посему плохо делают родители, которые, детей своих малых, не научив хорошо христианскому благочестию и правой вере, отдают их в обучение иностранным языкам таким учителям, которые напоены еретическим учением.

III. Наставление в благочестии и в страхе Господнем должно быть с самого младенчества, как только дети начинают хотя бы немного что-то понимать. Поскольку, как выше сказано, этот возраст, как незлобивый, удобен к восприятию добра или зла. Молодой человек если в страхе Господнем наставлен будет, то всю жизнь благоприятный аромат добрых нравов издавать будет; если злу будет обучен, то злобой смердеть даже до конца будет.
Посему плохо поступают родители:
– которые отдают детей своих в обучение танцам и прочим играм, так как эти танцы и прочие игры христианству неприличны;
– которые детей своих без научения и без наказания оставляют в детстве, потому что человек, склонный ко злу с юности своей, как Писание говорит (см.: Быт. 6, 56), удобно может развратиться без надлежащего наставления и наказания, а родители за это Богом строго спрошены будут, как небрежные и душегубцы.

IV. Наставление это в таком порядке может быть:
+ обучать их тому, что Бог есть и Он Един; тому, что Христос в мiр пришел и для чего пришел;
+ всегда поучать хранить заповеди Божии и говорить точно, чтобы не делали другим того, чего себе не хотят, ибо в этом и сила закона состоит;
+ в храм Божий почаще на молитву ходить, а особенно в дни праздничные к святой Литургии;
+ вечером, ложась спать, и утром, встав от сна, Богу молиться и благодарить Его за все Его благодеяния;
+ напоминать о том, что при Крещении обещали Господу Богу <…>;
+ напоминать часто, что жизнь эта коротка, и всякому придется умереть, а когда неизвестно;
+ после смерти всем будет Страшный Суд Христов, на котором и слово, и дело, и помышление злое будут судиться;
+ после того Суда добрым — вечная радость на Небесах со Христом и со всеми святыми,
злым — вечная мука в аду с диаволом и ангелами его злыми.

V. Детям накрепко возбранять водиться, общаться и дружить со злыми, так как злоба изменит и добрый разум. Тот, кто прикасается к смоле, очернится; и тот, кто общается с гордым, будет подобен ему (Сир. 13, 1). И еще: Со строптивым развратишься (Пс.17, 27).
Да и самим родителям крайне беречься должно, чтобы соблазна детям не подавать, потому что дети житие родителей своих так, как образец или правило имеют и так, что в родителях видят, то и сами делать стараются. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит, — говорит Христос Господь (Мф. 18, 7).

VI. Чтобы не подать соблазна, но более показывать детям добрый пример, родители как в слове, так и в деле должны крайне осторожно поступать. В слове: не говорить при них ничего праздного, гнилого, скверного, хотя и всегда от этого должно удаляться, ибо и за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда (Мф. 12, 36). В деле: не делать при них не только ничего дурного, но и того, что может со временем им послужить причиной злого похотения и грехопадения, хотя бы это для самих родителей было и без грешно, например, наказание рабов, и прочее.

VII. Для поощрения и примера помнить бывших прежде отцов, которые детей своих в страхе Господнем воспитывали, каким был Авраам, праотец наш, о котором Сам Бог говорит: Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя сохранять пути Господни, творить правду и суд, и прочее (Быт. 18, 19).

VIII. Если дети будут непослушны, наказывать их как подобающими словами, так и наказание на них налагать. Так Писание учит: Наставляющий сына своего усладится о нем; не играй с ним, да не сотворит тебе печали; не смейся с ним, да не будешь горевать о нем и впоследствии да не стиснешь зубы твои. Не давай ему власти в юности; сокруши ребра его, пока он молод, чтобы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе (Сир. 30, 2, 9-12). И еще смотри Притчи Соломоновы, гл.13,19,21,23,29.

IX. Родителям, чтобы они тщательнее заботились о правильном воспитании детей, должно помнить Страшный Суд Божий, помнить, что не только за себя, но и за них будут давать ответ и сильно спрошены будут, если не будут в страхе Господнем их воспитывать.

X. От доброго воспитания добрые плоды следуют:
- плод благочестивого жития в выросших детях;
- родителям радость и утеха в добронравии детей своих;
- несомненная надежда вечной жизни;
- также надежда добрая предвидится и во внуках, ибо дети, как сами добру наставлены, так и своих детей тому же наставлять не преминут;
- честь и похвала семье;
- опора Отечеству.
И наоборот.

Свт. Тихон Задонский