Иеромонах Палладий (Винников): «Храм – это наш дом»

 

21 сентября Богородице-Рождественский храм города Черногорска отмечает престольный праздник и 25 лет со дня окончания строительства. Накануне этого знаменательного события мы встретились с настоятелем храма иеромонахом Палладием (Винниковым) и побеседовали с ним о жизни прихода.

- Отец Палладий, в этом году Богородице-Рождественскому храму города Черногорска исполнилось 25 лет. Вы служите здесь с 2003 года. Помните свои первые дни на приходе?

- В Богородице-Рождественский храм я стал приезжать в 2002 году, сначала в командировку на одну-две службы. После богослужений исполнял требы и уезжал. Через год епископ Абаканский и Кызылский Ионафан назначил меня исполняющим обязанности настоятеля прихода.

Izobrajenie 052 500x375

Когда я впервые увидел этот храм, бросилась в глаза и очень хорошо запомнилась красивая архитектура: сам храм, напоминающий большой корабль, оригинальная кованая ограда, арочные ворота, похожие на монастырские, увенчанные куполом. Было видно, с какой любовью, старанием и заботой здесь трудились люди.

Еще одно, правда, не совсем приятное воспоминание - в храме было очень холодно. Перед службой все священнические облачения приходилось надевать на верхнюю одежду. Помню, когда брал крест с престола преподать прихожанам в конце Божественной Литургии, казалось, что пальцы примерзают к этому кресту.

Когда я начал служить, здесь создавалась женская монашеская община, старшей сестрой которой была назначена монахиня Екатерина (Соловьева). Ее же назначили председателем Приходского совета.

Мы сразу же начали переделывать отопление, проводить энергосберегающие мероприятия. В первую очередь, заменили батареи, двери, постоянно думали, как лучше утеплить храм. Впоследствии поменяли железные окна на пластиковые, благодаря чему какая-то часть тепла стала сохраняться. Также за это время были проведены работы по утеплению фундамента.

- Как складывались отношения с прихожанами? Кто из них запомнился?

- В целом хорошо, потому что, приезжая сюда в командировки, я уже некоторых людей знал. Большая часть прихожан отнеслась ко мне с доверием и пониманием. Хотя были среди них и те, кто воспринял появление нового священника с осторожностью из-за того, что здесь служило много разных батюшек.

С первых дней у нас сложились хорошие отношения с бухгалтером прихода Ларисой Николаевной Меленевской. Прихожане тоже всегда приходили на помощь, отзывались на любую просьбу. Общими усилиями нам удалось много сделать для храма. За эти годы общение на приходе стало очень теплым и дружеским, можно сказать, что мы стали одной большой семьей. Отмечали вместе великие праздники, поздравляли друг друга с днем рождения, с днем ангела. Данная традиция сохранилась до сих пор.

- С чего началось благоукрашение храма?

- Благоукрашение храма началось с обновления иконостаса. Стоит отметить, что иконостас был заменен с двухъярусного на четырехъярусный еще при иеромонахе Савватии (Лисовом). Мы уже занимались изготовлением резных позолоченных деталей для него. Их золотили в Красноярске. Для установки этих элементов сюда приезжал специалист, и буквально за одну ночь иконостас преобразился. Мастер вручную закрепил на иконостасе каждую деталь. Это происходило на выходных. Люди пришли утром и, увидев иконостас, радовались и удивлялись, как красиво стало в храме. Конечно, все работы организованы общими силами, каждый внес свою лепту в благоукрашение храма. За эти годы несколько раз были окрашены стены. Моются они два раза в год перед Пасхой и престольным праздником, т.к. в отопительный период, а также из-за постоянно горящих свечей на них образуется копоть, да и сам город не назовешь чистым в экологическом плане.

- Что еще было сделано в этом направлении за период Вашего служения?

- Чуть позже мы поставили в храме новые кивоты. Старые, которые были изготовлены в исправительных колониях, убрали. Новые больше соответствовали внутреннему убранству храма, по цвету и внешнему виду подходили к иконостасу. Также новыми кивотами огородили клиросы. Для них матушка Екатерина написала иконы. Эти кивоты особенные. Они являются дополнением к иконостасу и входят в общий гармоничный ансамбль и в то же время служат отдельными ограждающими конструкциями, закрывая певчих от народа. Движение на клиросе (открывание книг, перекладывание нот, возглашения канонархов, чтение и другие технические моменты клиросного послушания) не отвлекает молящихся. Люди не видят сам процесс пения, но при этом прекрасно слышат звук.

Однажды, еще до проведения капитального ремонта отопления, на хорах прорвало трубу. С потолка по правой колонне бежал поток горячей воды, из-за которой завелся грибок, испортивший спустя некоторое время всю роспись колонны и часть арки. Нам пришлось сбивать штукатурку с колонны до самого кирпича, сушить, обрабатывать специальными растворами, а образ переносить на ДВП. После восстановления колонны деревянное полотно с иконой было возвращено на место, а обрамляющие ее росписи переделаны.

Внешний вид храма за эти годы тоже изменился. По благословению Высокопреосвященнейшего Ионафана, архиепископа Абаканского и Хакасского, и на самом храме, и на других зданиях в пределах его территории (крестильный храм, часовня, жилой корпус) были окрашены кровля и купола. Кроме того, проведены работы по обновлению фасада. В первую очередь, закрыты и утеплены ниши под окнами, окрашена кирпичная кладка вокруг окон, обшит фундамент, по периметру фасада появились украшения в виде крестов. Работы по ремонту и благоукрашению храма проводятся постоянно.

DSC 4309 500x336

- На протяжении многих лет Вы уделяете большое внимание социальному служению. Помощь бездомным, поддержка многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, духовное окормление осужденных. Более того, Вы являетесь руководителем отдела по тюремному служению Абаканской епархии. Находят ли данные мероприятия отклик в сердцах верующих?

- Когда мы немного освоились на приходе, решили, что нужно развивать социальное служение. Встал вопрос об организации горячего питания для бездомных в зимний период. Подобный опыт был еще при отце Савватии. Из-за того, что отдельное помещение для этих целей отсутствовало, наладить процесс кормления нуждающихся должным образом не получилось. Прихожанам было не очень приятно, что, выходя из столовой, грязные, нередко пьяные люди курили, распивали спиртные напитки и сквернословили на территории, прилегающей к храму. Хотя кормить их было нужно, и люди часто обращались за такой помощью.

Поэтому мы обратились в Администрацию города Черногорска с просьбой о выделении помещения для православного социального центра. Для этих целей нам было передано здание бывшего медицинского вытрезвителя, большое, с красивой архитектурой, но в аварийном состоянии, которое требовало серьезного ремонта. Посмотрев это здание, Владыка Ионафан благословил на втором этаже разместить храм. В настоящее время проведена реконструкция данного помещения. А первый этаж мы использовали для организации питания бездомных.

Так как раньше внизу располагалось кафе с кухней и обеденным залом, имеющим отдельный вход, мы первым делом поставили туда умывальник и начали готовить обеды. Позже мы направили заявку на получение гранта в Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество». Наш проект по организации Православного центра социальной помощи назывался «Блаженны милостивые…». Выиграв грант на сумму 500 тысяч рублей, мы закупили для кухни и обеденной зоны оборудование и все, что необходимо для приготовления пищи: столы, стулья, плиту, промышленный холодильник, электромясорубку, столы для разделки продуктов, мойки для посуды.

PA070054 500x668

Каждый год, с декабря до начала Великого поста, совместно с городским Центром социальной поддержки населения кормим бездомных и нуждающихся горячими обедами. Помимо этого, раздаем им наборы продуктов. В среднем за день удается охватить питанием 20 и более человек.

Конечно, социальное направление находит отклик со стороны верующих. Было время, когда бездомных в зимний период кормили сами прихожане. Сердце радовалось, глядя на них, когда они беспокоились, какое составить меню на следующий день, что  повкуснее приготовить, хотя в принципе бездомные не избалованы кулинарными изысками. Однако прихожане старались, начинали готовить с вечера и не просто варили какой-то суп или кашу, а стремились приготовить полноценное меню: первое, второе, чай и обязательно к чаю что-то приносили. В общем, очень трепетно относились к этому вопросу.

По поводу тюремного служения хочется сказать следующее. Многие из осужденных, выходя из колоний, первое время обращаются в приход за помощью, т.к. им очень трудно социализироваться, найти свое место в жизни. Отбыв наказание в течение нескольких лет, они выходят оттуда и попадают словно в другой мир. Они понимают, что жизнь далеко ушла вперед и они сильно отстали от нее, даже в плане всевозможных гаджетов, телефонов, иных средств коммуникации. В первую очередь, им трудно адаптироваться, найти работу сразу после освобождения.  Поэтому они и приходят сюда за поддержкой. Кто-то просит продуктов на первое время, что-нибудь из одежды, кому-то предлагаем посильную работу по хозяйству. К слову, один из бывших осужденных уже много лет является полноправным сотрудником нашего храма.

Сегодня ведется строительство храмов в честь Девяти мучеников Кизических в 9-м поселке и в честь Воскресения Словущего в здании будущего социального центра. Для охраны и работы на этих объектах тоже требуются люди. Берем туда тех, которым негде жить, но которые желают встать на путь исправления с помощью Церкви, отказаться от дурного влияния тюремной субкультуры.

Многие прихожане постоянно жертвуют людям, отбывающим наказание в исправительных колониях, книги, иконы, нательные крестики, одежду, предметы первой необходимости. Все это мы передаем нуждающимся.

- Расскажите подробнее о главных строительных объектах на территории храма и за его пределами. Какие работы ведутся в настоящее время?

- Главные строительные объекты – это сестринский корпус будущего женского монастыря и приюта для девочек и здание духовно-просветительского центра (воскресной школы). Эти стройки очень важны, особенно воскресная школа.

Сегодня школа ютится в жилом корпусе, в небольших помещениях трапезной и единственном классе для занятий. В этих помещениях очень неудобно. Дети находятся в стесненных условиях, что мешает творчеству, играм, непринужденному общению.  Новый корпус для воскресной школы мы ждем с нетерпением. Там можно будет проводить занятия, выставки работ декоративно-прикладного творчества, утренники. Дети младшего возраста под присмотром педагогов и родителей могут ожидать в школе начала Причастия во время Божественной Литургии, чтобы не мешать богослужению, да и просто играть, общаться. Конечно, благодаря дополнительным помещениям у педагогов будет больше времени и возможности для полноценной работы с детьми.

DSC 7482 500x336

Как я уже сказал, за пределами прихода в настоящее время строятся еще два храма. Один из них в честь Девяти мучеников Кизических возводится по благословлению Владыки Ионафана в Девятом поселке, в районе дома № 47 на улице Октябрьская. Решение о строительстве нового храма было принято по многочисленным просьбам жителей поселка. Сегодня там уже заложено основание теплого пола, воздвигнут каркас из легких стальных конструкций, которые в дальнейшем будут обшиты металлическим сайдингом. Сбор пожертвований на возведение этого храма организован в Богородице-Рождественском храме. 

- При Богородице-Рождественском храме работают две воскресные школы – детская и взрослая. Насколько они помогают в духовном развитии прихода?

- Обе школы на самом деле очень востребованы. Там проводятся довольно полезные и интересные занятия. На занятиях взрослой воскресной школы мы не только изучаем богословские дисциплины, к примеру, толкование Священного Писания, но и пребываем в братском общении. Справляем дни рождения, дарим небольшие подарки, по великим праздникам у нас обязательно чаепитие с тортом. Часто смотрим фильмы, которые заинтересовали кого-то из прихожан и вызвали у него неоднозначное мнение. Подобные встречи сплачивают приход. Это очень важный момент. Когда мы расходимся на летние каникулы, многие скучают по воскресной школе. Конечно, лето – период отпусков, однако основной костяк воскресной школы всегда на месте. Поэтому, возможно, в дальнейшем мы не будем прерывать занятия на летний период.

В детской воскресной школе процесс организован таким образом, что в духовном воспитании и образовании, кроме детей и педагогов, участвуют родители. Приводя детей на занятия, они остаются с ними. Во-первых, это дополнительный контроль. Во-вторых, это дополнительные преподаватели и помощники в проведении мероприятий. К тому же родители сами могут почерпнуть для себя что-то ценное из того, что изучают дети.

Все занятия и общение между детьми и взрослыми строятся на взаимном уважении и доверии, любой разговор всегда проходит на равных. Здесь нет такого отношения, как в общеобразовательной школе. Никто не навязывает обязательные программы. Здесь есть и игры, и развитие, и творческое начало, и музыка. Дети, чередуя занятия, не чувствуют усталости и напряжения, им очень нравится посещать школу. Многие бывшие ученики приводят сюда уже своих детей, остаются на занятия вместе с ними и помогают педагогам. Недавние выпускники участвуют в мероприятиях, оказывают помощь в проведении праздников, являются ведущими на утренниках.

- С конца 2011 года в храме проводятся катехизаторские беседы для тех, кто готовится к Таинству Крещения, а также для всех, кто желает подробнее узнать о православной вере. Какое влияние они оказывают на воцерковление и духовную жизнь людей?

- Во время огласительных бесед идет речь о заповедях, Священном Писании, Священном Предании и многом другом. Оглашаемым рассказывают, как вести себя в храме, как правильно перекреститься и приложиться к иконе, как подготовиться к исповеди и Причастию, как и о чем нужно молиться, показывают устройство храма. То есть в ходе бесед происходит полное разъяснение всех важных вещей.

Конечно, нередко в первый раз люди приходят на беседы раздраженные, нервные. Ведь они работают целый день, у них семья, дети, у них свои проблемы, а тут еще перед крещением нужно посещать какие-то беседы. Но, прослушав первые лекции, люди начинают понимать, что они упустили что-то важное в своей жизни. После окончания огласительных бесед у многих происходит переоценка ценностей, у них меняется мировоззрение даже на финальном этапе жизни, в преклонном возрасте, когда у человека сложились все стереотипы, какие только могли сложиться. Они начинают другими глазами смотреть на жизнь.

Когда после окончания занятий люди приходят ко мне на исповедь, они плачут о своих грехах, чего постоянные прихожане уже не делают, потому что привыкли к храму и исповедь не вызывает у них такого трепетного и глубокого чувства, как раньше. А новые люди приходят со слезами. Они действительно сокрушаются о том, что сотворили в жизни. У них на самом деле происходит перелом в душе.

Главное, что после бесед эти люди принимают Таинство Крещения осознанно, по крайней мере, уже имея какое-то представление о православии. Конечно, не все, приняв Крещение, остаются в храме, кто-то уходит, но все-таки они уже просвещены, не чужды для храма. Они получили основной небольшой задаток, который им был необходим и от которого можно отталкиваться, чтобы развиваться дальше. Спустя время они, заходя в храм, уже не чувствуют себя здесь чужими. Они понимают, куда поставить свечу, как помолиться перед образом, о чем просить Бога. Ведь это тоже очень важно.

Кстати, рекомендуется проходить катехизаторские беседы не только перед крещением, но и перед Таинством Венчания, а также тем, кто хочет с помощью знаний ближе приобщиться к Богу. Иногда на занятия ходят даже постоянные прихожане. Они освежают в памяти то, что уже забыли, узнают новое. По их словам, внутри словно поднимается волна и все воспринимается так, как это воспринималось когда-то при первом посещении храма. Также советую слушать беседы еще невоцерковленным сотрудникам храма.

Был такой случай. Одна женщина прошла огласительные беседы здесь, а Таинство Крещения принимала в Красноярске. Она рассказала местным священникам о наших беседах. Послушав ее подробный рассказ, батюшка отметил, что у нас в этом плане можно даже перенимать опыт.

Отмечу, что Владыкой Ионафаном Таинство Крещения совершается без внесения пожертвований, но с обязательным проведением огласительных бесед. Сами беседы тоже без пожертвований, все делается на добровольной основе. Если за эти годы человек пять-шесть отказались слушать беседы, то это очень много. Может, даже и этого количества не наберется. Случаи отказа можно пересчитать по пальцам одной руки.

- Известно, что главная забота Церкви – спасение человеческой души. Однако и простые житейские попечения ей не чужды. Ведь кто-то должен убирать храм, ухаживать за огородом, готовить обед. Понятно, что основные обязанности выполняют штатные сотрудники. А есть ли те, кто трудится во славу Божию?

- Конечно, есть. Они были и будут во все времена. Другой вопрос, что народ сейчас привык думать, что храм – это нечто отдельное от их жизни. А вообще-то храм всегда опирался на заботу своих прихожан. Не священник заботился об убранстве храма, а сами прихожане. Сейчас мы понемногу возвращаемся к этому, стараемся людей приучить к мысли, что храм – наш общий дом, часть нашей жизни, что за порядком в нем должны следить верующие.

Безусловно, надо отдать должное постоянным прихожанам. Они выполняют любое послушание, сами распределяют их между собой: во время богослужения следят за свечами, протирают иконы, расстилают ковры, все вместе поддерживают чистоту в храме. Каждый сам знает, что ему делать, не нужно ходить и указывать. На генеральную уборку собираются по понедельникам. Также ухаживают за цветами, огородом, готовят обеды - люди откликаются на просьбы о помощи во славу Божию. Этим, прежде всего, укрепляется приход, складываются дружеские отношения между прихожанами не только в стенах церкви, но и вне храма. Если у кого-то что-то случается (болезнь, смерть близкого, проблемы в семье или на работе), все друг за друга молятся, навещают, никогда не оставляют без поддержки. Я знаю большое количество таких людей, которые, познакомившись в церкви, дружат уже много лет.

- Прошло 15 лет, как Вы переступили порог храма. Чем он стал для Вас за эти годы?

- Храм – это наш дом. Неважно, в каком месте он находится. Главное, что в нем совершаются богослужения.  Когда я приехал в Черногорск, поначалу все было чужим, трудно было привыкнуть к новой обстановке, новым людям. Особенно когда на плечи легла серьезная ответственность. Если раньше я приезжал только на службу, то теперь на мне ответственность и за духовное окормление прихода, и за всю хозяйственную деятельность. Ведь у нас очень много разных помещений, которые нужно содержать в чистоте и порядке. И в трапезной, и в жилых помещениях, в которых живут сестры-монахини, нужно проводить ремонт. Все это необходимо правильно и грамотно планировать, чтобы работы были не слишком затратными для прихода, проводились постоянно, а не за один раз. Ведь можно начать бурную деятельность сразу в нескольких местах и ничего не закончить. Главное, правильно распределить возможности, средства и силы.

- Изменилась ли жизнь прихода за это время?

- В целом жизнь прихода идет своим чередом. Если говорить о ее качестве, то об этом не мне судить. Судить каждого по делам его будет Господь. Важно то, что у людей есть возможность в любое время посещать храм, исповедоваться, причащаться, находить здесь утешение в скорби, печали и болезни, поддержку со стороны близких по духу людей, а также благодарить Бога за его милость.

- Что бы Вы хотели пожелать своим прихожанам в преддверии престольного праздника?

- Хочется пожелать самого главного – спасения, духовной радости, мира и всегда быть с Богом. Ведь если человек находится с Богом в общении, все скорби и страдания, которых так много в жизни, переносятся гораздо легче.

Беседовала Анастасия Руденко