В молодые годы отцу Серафиму довелось служить в селе Кома. Вот что пишет он в своих воспоминаниях об этих довольно суровых временах. «В алтаре стояла «буржуйка», из бочки сделанная. Пономарей было два старичка одного примерно возраста, под семьдесят лет. Прислуживали поочередно. Чайник кипятили, свечи зажигали. А в церкви стояла другая «буржуйка» - бочка, обыкновенная бочка, с дверкой. Труба выведена в окно. serafim prihojaneОтец Серафим (Брыскин) и отец Александр (Маслов) с прихожанамиБольшие поленья положат, вокруг нее бабушки стоят, греются. Холодно было в церкви. Приходилось служить в фуфайке зимой, а поверх нее одевал облачение. Руки замерзали так, что пока литургия идет, трудно было правильно пальцы сложить, чтобы крестное знамение сделать. Тем не менее служба шла. И вот поступает известие из Красноярска: церковь должна закрываться, так как село это будет затоплено - распоряжение властей. Жители села Кома должны все переезжать. И вскоре меня перевели.gedeonМитрополит Гедеон Перевели меня в Красноярск. Специально перевели, потому что я выступал против закрытия храма. Церковь после закрытия еще стояла долго. Но в ней уже не служили. Закрывали всегда церкви украдкой, все боялись волнения народного. После этого я не мог нигде устроиться на приход. Я ездил и в Ташкентскую, и в Омскую епархии, был во Владивостоке - как только запрос сделают в Красноярск: «Нет, не вздумайте регистрировать, - уполномоченный говорит. - Он политически человек ненадежный, бунтарь». В ответ: «Мне такого не надо». И гонения продолжились»… Вот через что прошел отец Серафим перед тем, как быть посланным архиепископом Гедеоном, в то время управлявшим Новосибирской и Барнаульской епархией, в Черногорск.
ireiИерей Александр (в центре) с матушкой Любовью и протоиерей Иоанн с любимой внучкой ЕленойТак, видимо, было угодно Богу, что дело возрождения церковной жизни в городе вместе с отцом Серафимом выпало на долю дочери убитого в годы сталинских репрессий священника монахини Екатерины, в миру Елены Бальва. В семье матушки Екатерины было не одно поколение священнослужителей. Дед, протоиерей Иоанн, 1861 года рождения, был родом из Полтавской губернии. Вся их семья, а она была большая, более 10 человек, перебралась в Сибирь.
Сын отца Иоанна – Александр, впоследствии тоже священник, родился в 1900 году в селе Маслянино Барнаульского уезда Запсибкрая. Дочь Елена родилась в 1927 году в селе Васильевка Кемеровской области, где ее отец служил в Михаило – Архангельском сельском храме. В 1937 году, после ареста отца и деда, мать, спасаясь от репрессий, переехала с детьми на станцию Юрга той же области, а оттуда уже в город Черногорск. В него она ехала, как говорят, куда глаза глядят… Мать нашла работу на восьмой шахте в Черногорске, и им дали комнату в бараке, прежде использовавшемся для инфекционных больных. Жили очень бедно, поэтому по окончании средней школы дети не имели возможности продолжить образование.