«Тебе поем, тебе благословим…»
 Настоящим украшением богослужений в любом православном храме
является церковное пение. О том, как в приходе Богородице-
Рождественского храма был создан и развивался профессиональный хор, в
нашем сегодняшнем материале.
 Церковный хор ведет свою историю с 1990 года, когда службы
совершались еще в жилом корпусе, где сейчас располагаются трапезная и
воскресная школа, а строительство самого храма только начиналось.
 До этого времени на приходе существовал клирос, которым руководила
Елена Бальва (будущая игуменья Екатерина – прим. авт.). На клиросе в
разные годы трудились певчие инокиня Вероника (впоследствии – игуменья
Варвара, настоятельница женского монастыря в честь Иверской иконы
Божьей Матери в городе Енисейске Красноярского края), монахиня
Олимпиада, Татьяна Яблочкина, Зинаида Беркова (в постриге монахиня
Елена), Евгения Братцева, Наталья Дивина, Наталья Фунтова, Ксения
Коржилова, диакон Роман Якубов. Псаломщиками в свое время были
иеродиакон Арсений Кадамцев, матушка Ксения Будзар, супруга отца
Иоанна Будзара, который был настоятелем Богородице-Рождественского
храма после архимандрита Серафима, а сейчас возглавляет приход Иоанно-
Богословского храма.
 Первым регентом профессионального хора стала преподаватель одной
из музыкальных школ Черногорска Лариса Вайнер. Она руководила хором 12
лет. Поначалу он был небольшой – трио: кроме регента, в хоре пели Наталья
Федосеева (сегодня она директор музыкальной школы в Абакане) и Светлана
Скипко.
 Постепенно состав хора начал расширяться. Приезжали певчие из
Абакана, молодежи много было из музыкальных школ, мужские голоса
появились. Долгое время пели в хоре Наталья Дивина, Ирина Красовская,
Ирина Величко, Игорь, Нина и Ольга Суховы (Ольга Михайловна
параллельно руководила детским хором, который был создан при
иеромонахе Савватии (Лисовом) – прим. авт.). Сначала певчие исполняли
некоторые песнопения вместе с клиросом, когда освоили репертуар и
выучили службу, пели уже самостоятельно на всенощном бдении в субботу и
воскресной Литургии.
 Главная проблема на тот момент заключалась в отсутствии нотного
материала. Это сейчас в Интернете можно найти любое произведение. Тогда
же ничего не было. Выручал регент Никольского храма в Абакане Сергей
Дмитриевич Савватеев, ныне покойный. Он давал ноты, а певчие
переписывали их часами от руки. Так пополнялся репертуар.
 Основной костяк хора из педагогов-музыкантов поет до сих пор. Это
Наталья Агафонова, Изольда Нежурина, Лариса Игнатенко, Андрей
Максимов. Без любимого хора невозможно представить воскресную службу.
 По словам Андрея Максимова, в разные периоды жизни храм на него
производил особое впечатление. От простого интереса к необычности и
красоте происходящего в нем до поддержки в трудных ситуациях. Тем более,
когда представилась возможность самому оказаться «в центре событий», в
частности, петь в хоре, он не раздумывая согласился попробовать.
 - Профессиональным хоровым певцом я не являюсь, - рассказал Андрей
Николаевич, - но как педагогу и музыканту пение в хоре, безусловно,
помогает. Мы учимся слушать друг друга и петь ансамблем в полном смысле
этого слова. Специфика церковного хора отличается от светского, и
воздействие на слушателя тоже разное. Любая деятельность, связанная с
профессией, обогащает личность. Так что для меня это, можно сказать, уже
необходимость. Тем более Церковь - часть нашей культуры. А культуру на
Руси нужно развивать, в любом виде деятельности. Считаю, если человек
старается делать что-то хорошо, то, возможно, и мир вокруг нас становится
чуточку лучше. Как говорится, «душа обязана трудиться и день, и ночь...»
Тогда и жить интереснее.
Регентом церковного хора с начала 2000-х годов является старшая
сестра женской монашеской общины при Богородице-Рождественском храме
монахиня Екатерина (Соловьева). Удивительно, что матушка не имеет
музыкального образования. Благодаря тонкому природному слуху, усердию
и, как говорит сама монахиня, помощи Божьей, она изучила нотную грамоту
и уже много лет руководит профессионалами.
- Порой и сама у них учусь музыкальным премудростям, - признается
матушка. – Вообще церковное пение – это величайшее искусство. Нужно
ведь не просто петь, к тому же без музыкального сопровождения, но еще и
уметь слышать друг друга, вникать в ход богослужения. Существуют
примеры, когда люди без специального музыкального образования и с вроде
бы посредственным слухом и голосом успешно поют в хоре. Господь же
открывает таланты. Конечно, основной костяк хора уже спелся, все они
преподаватели музыкальных школ, детских садов, знающие свое дело.
Стараемся разучивать новые песнопения, перед великими праздниками
собираемся на репетиции. В нынешнем ритме жизни это сложно, но
необходимо отдать должное этим людям – каждый выходной они находят
время и силы, чтобы прийти на службу и своим талантом послужить Богу.
 Хотя проблемы есть всегда. Это, в первую очередь, нехватка мужских
голосов, особенно на клиросе. Ведь основная нагрузка лежит именно на нем.
Богослужения совершаются в нашем храме ежедневно, а профессиональный
хор поет только на Литургии в воскресенье и великие праздники.
 Много лет посвятили клиросу Дасий и Тарасий Бальва, родные братья
игуменьи Екатерины, псаломщица Наталья Мелешкина, певчие Вера
Шкурлакова, Татьяна Шитова, Ирина Васильева.
 Очень тонко и глубоко высказала мысль о значении церковного пения в
жизни, словно выразив мнение большинства певчих, Наталья Агафонова,
которая поет в хоре с 2001 года: «Хор для меня – это место, где реализуется
моя детская мечта. Мечта петь… Иногда мне кажется, что именно для этого я
и живу».
Анастасия Руденко