Богородице-Рождественский храм: страницы памяти

 

Мы продолжаем цикл публикаций к 25-летию со дня окончания строительства Богородице-Рождественского храма города Черногорска. Все материалы основаны на воспоминаниях строителей, первых прихожан, священнослужителей, работников, которым в разное время пришлось потрудиться на приходе. Особенно ценны свидетельства «старожилов» храма.

Труд во славу Господа

В числе первых в преддверии юбилея храма мы побеседовали с диаконом Романом Якубовым.

Отец Роман обратился к вере в армии. После прочтения Нового Завета мировоззрение и отношение к жизни изменились кардинально. Вырос Роман в детском доме. В Черногорск он приехал в 1992 году по приглашению одного из сослуживцев, принял крещение в Богородице-Рождественском храме.

roman

- Я приехал сюда, когда храм только открылся, - вспоминает диакон Роман. – Помню запах свежей краски. Крестил меня протоиерей Сергий Кузьмин, который здесь похоронен. Первое время я жил в домике рядом с храмом. Хозяйка дома баба Таня работала поваром в церковной столовой. Она уехала с отцом Серафимом в Красноярск, где приняла постриг в схиму с именем Феофания. В те годы очень много работников было, большинство из них трудились во славу Божию.

Роман Якубов был знаком со многими людьми, которые потрудились на строительстве и благоукрашении храма. Сам он принимал участие в возведении крестильного храма во имя святого преподобного Серафима Саровского. По воспоминаниям, благодаря отцу Роману в проект крестильного храма были внесены изменения, из-за чего здание стало выше почти на метр.

Строительными работами руководил Анатолий Хохонин. Он был прорабом во время возведения Богородице-Рождественского храма. Анатолий Ильич – профессиональный строитель, в свое время участвовал в строительстве городского Дворца пионеров, в военные годы служил инструктором в Бирмской военной авиационной школе пилотов, которая располагалась в черногорской школе № 7. Диакон Роман отозвался о нем с большой теплотой.

В это время Роман вместе с будущей супругой Ксений Коржиловой пел на клиросе. В 1993 году после рождественского поста по благословению отца Серафима (Брыскина) молодые приняли Таинство Венчания. В Неделю Торжества Православия, 8 марта 1998 года, владыка Викентий (Морарь), епископ Абаканский и Кызыльский, рукоположил отца Романа в сан диакона.

Однажды Роман Якубов принимал участие в генеральной уборке храма. Никто не решался лезть на леса, а он рискнул, не побоялся забраться наверх, под самый потолок. Оказалось, что леса были плохо закреплены, и диакон упал с большой высоты, незначительно поранив руку. По словам очевидцев, будь на месте отца Романа другой человек, он бы мог разбиться насмерть, так как высота была внушительной.

Своими силами и с Божьей помощью

Много интересных подробностей о жизни Богородице-Рождественского прихода рассказали «прихожане-старожилы».

С теплотой здесь вспоминают архимандрита Серафима (Брыскина). У батюшки было много послушников, помощников. Он часто беседовал с ними, прежде чем взять в алтарь или дать какое-то послушание, проверял, можно ли им доверять, всегда относился с отеческой любовью.

Однажды отец Серафим отучил алтарника курить. Кто-то из ребят рассказал настоятелю про его вредную привычку, выразив мнение, что надевать стихарь курящему пономарю ни в коем случае нельзя. Парень расстроился, понимая, что без стихаря войти в алтарь больше не сможет. Однако батюшка все-таки разрешил его надеть и спокойно так произнес: «Ничего страшного, мы вместе помолимся, и он скоро перестанет курить». Вот так по молитвам отца Серафима молодой человек отказался от пагубного пристрастия.

Все очень любили батюшку. Если он шел из алтаря через храм, прихожане его окружали, и он мог часами отвечать на их вопросы. В свободное от богослужений и строительных работ время отец Серафим писал иконы. Образы святых Тихона Задонского, Серафима Саровского, которые размещены в храме, написаны его рукой.

Всех, кто прислуживал ему в алтаре, отец Серафим благословлял молиться по четкам. В то время с ним служили архидиакон Варнава (Воробьев), иеродиакон Арсений (Кадамцев).

Как-то пономари решили без благословения батюшки помолиться в алтаре ночью. У Василия Горбунова, внука игуменьи Екатерины (Бальва) был ключ от храма. (Сейчас Василий уже протоиерей и служит в Благовещенском женском монастыре города Красноярска). Пришли в храм, долго молились, съели много просфор. Молитвенный дух быстро иссяк. И тут заходит архидиакон Варнава проверять, все ли в порядке. Ребята быстро потушили свечи и спрятались. Он их не заметил. Однако они поняли, что без благословения совершать подобные действия неправильно, и разошлись по домам.

Своими силами прихожане построили крестильный храм в честь святого преподобного Серафима Саровского. В их числе были Роман Якубов, Андрей Федорченко, будущий директор детской воскресной школы. Большую помощь в возведении крестильного храма оказал руководитель АО «СУ-29» В.Я. Зотов, он выделил несколько десятков тонн цемента. Купол на храме из дерева также смастерили сами, затем обтянули жестью и покрасили.

Руководил процессом Анатолий Ильич Хохонин. Выстроит их по стойке смирно (он же бывший военный), обязательно какие-нибудь стихи прочитает. Батюшка перед строительными работами всегда молебен служил.

Кроме участия в стройке, наиболее активные прихожане постоянно пели и читали на клиросе. На колокольне Богородице-Рождественского храма устанавливали колокола (это было в 1993 году). Поставили их на деревянные подмостки, вызвали кран и все вместе подняли на звонницу. Паникадило в храме тоже сами вешали. Оно было кованое, сделали его на кузнице рядом с бывшим КСК. Уже при отце Варфоломее (Винникове) его заменили на новое, позолоченное, а старое передали в один из сельских храмов.

Перед Троицей всегда вместе ездили за травой, цветами и березками. Прежде чем собирать, обязательно молились. Любили подниматься в горы, в пещерах отдыхали. Эта традиция сохранилась до сих пор. Регулярно выезжали на картошку, которую выращивали для трапезной храма. На Опытном поле участок был 1,5 гектара.

Построить трудно, еще труднее сохранить

Когда настоятелем прихода был назначен иерей Иоанн Будзар, в храме началась роспись стен и потолка. На это послушание благословили известных в Черногорске художников Игоря Сейфулина, Александра Прошкина, Веру Шкурлакову.

vera-shkurlakova

В первую очередь начали расписывать потолок, разместили туда архангелов, затем четырех евангелистов. Евангелисты были написаны на отдельных полотнах и прикреплены к потолку. Завершила композицию икона Воскресения Христова. Работа над ней велась на строительных лесах под самым куполом.

 Цвет стен и потолка был выбран неслучайно, ведь голубой цвет – это цвет Богородицы, цвет чистого неба. Работали художники и в притворе, и в центральной части храма, и на хорах. Большая часть евангельских сюжетов и икон на стенах написана их руками.

К примеру, огромные иконы Рождества Пресвятой Богородицы и Успения Пресвятой Богородицы, а также другие евангельские сюжеты и образы святых, которые размещены в центральной части храма, писала Вера Шкурлакова. Роспись велась на нескольких плитах, а потом каждая часть поднималась наверх и собиралась в общий большой сюжет.

Много пришлось потрудиться иконописцам и над оформлением сюжетов. Основной узор – это виноградная лоза как символ Рая, Вечной Жизни.

Особое благословение, - расписывать алтарь. Работал там Александр Прошкин. На потолке были написаны звезды, на стенах – иконы Господа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя.

Как рассказала Вера Шкурлакова, верхнюю часть алтаря расписывали на строительных лесах. У Александра Никифировича сильно болела нога. Все за него переживали, как же он выдержит такую нагрузку. Когда закончили роспись, он и думать о ноге забыл, только смеялся: «Попрыгал по лесам, и все прошло».

Масштабной коллективной работой стала настенная роспись «Страшный Суд», которая размещена над панихидным столиком в притворе храма. По словам Веры Шкурлаковой, у каждого иконописца был свой участок. Сюжет этой фрески очень сложный, в нем множество мелких деталей.

- Писали «Страшный Суд» прямо на стене, - рассказывает Вера Владимировна. – С течением времени в некоторых местах краска стала отслаиваться, нужна была реставрация. Что значит отреставрировать икону? Это значит – закрыть работу других людей. У меня просто рука не поднимается. Ведь ни Игоря Сейфулина, ни Александра Прошкина, с которыми мы создавали эту икону, уже нет в живых.

Посовещавшись с настоятелем храма священноиноком Варфоломеем (Винниковым) и Председателем Приходского совета монахиней Екатериной (Соловьевой), приняли решение закачать шприцом клей за отслоившуюся роспись, а саму роспись покрыли лаком, чтобы сохранить ее как можно дольше. В настоящее время эта фреска остается на своем месте, правда, некоторые детали утрачены. Работы по ее сохранению продолжаются. Ведь построить храм трудно, но еще труднее сохранить и преумножить то, что создано.

Каждый вносит свою лепту

Невозможно представить будни и праздники родного храма без работников свечной лавки, повара, дежурных по храму, просфорниц.

Немало лет посвятили приходу активные помощницы Нина Рома, Ульяна Паращенко, повар Надежда Осипова, бухгалтер Лариса Меленевская, ныне покойные дежурная Надежда Старкина, просфорница инокиня Феврония (Войновская), ризничная Лидия Сидоренко.

 

В просфорне сегодня работают Мария Горбунова (дочь игуменьи Екатерины (Бальва), Зинаида Пьявка, Валентина Кадоло, Нина Нестерова, Наталья Федорова, Людмила Родионенко, которая трудилась в свое время и кассиром, и дежурной. Много лет выпекали просфоры Любовь Надолинская, Александра Коптева, ныне покойная Валентина Шевченко.

monahinyav-prosforne

В свечной лавке длительный период работали Галина Виноградова, Ольга Вильгельм. С первых дней и до сих пор в храме помогают Валентина Мытыцина и Надежда Керина, долгое время были дежурными Валентина Гераськина и Екатерина Лихоманова.

- Когда храм строился, для нас каждое послушание было в удовольствие, - вспоминает Лариса Николаевна Меленевская, много лет проработавшая в свечной лавке и бухгалтерии. – Инвентаря для уборки не хватало. Иногда, чтобы помыть пол, выстраивалась целая очередь. Вот так народ любил свой храм, стремился, чтобы он был ухоженным, чистым, красивым.

Помню, однажды мне доверили диакону лампадки на иконостас подавать. Я эти лампадки с такой радостью несла, что невозможно представить. С Лидой Сидоренко по благословению батюшки елочки сажали вдоль забора. Она была очень ответственная, трудолюбивая. В ризнице работала, к каждому празднику готовила облачения для храма. Татьяна Яблочкина большой вклад внесла. Пекла просфоры, дежурила в храме, выливала свечи.

Очень много помогали в стройке жители Усть-Абакана, не чуждались никакой работы. Конечно, отец Серафим (первый настоятель прихода – прим. авт.) был хорошим организатором, умел сплотить вокруг себя людей. Поэтому и возвели храм всем миром, и даже после строительства трудились не покладая рук. Одной из его помощниц была инокиня Вероника, впоследствии принявшая монашеский постриг с именем Варвары и ставшая игуменьей Енисейского Свято-Иверского женского монастыря. Она одно время была кассиром, занималась уборкой и благоукрашением храма.

Отцу Иоанну Будзару, который был назначен настоятелем после отца Серафима, пришлось делать «работу над ошибками». Строили ведь быстро, кое-какие нюансы строители упустили. В первые годы была большая проблема с кровлей. Протекала во время дождя так, что приходилось тазы возле центрального аналоя ставить. Нашли нужных специалистов, решили вопрос.

При иеромонахе Савватии (Лисовом) начали огромную работу по реконструкции иконостаса. Первоначально он был двухъярусным, затем его увеличили в два раза, заменили Царские Врата. Золотили иконостас уже при нынешнем настоятеле иеромонахе Палладии (Винникове), тогда он был священноиноком Варфоломеем.

Очень радостно, что у нас такой замечательный храм и неравнодушные прихожане. Каждый вносит посильную лепту в его благоукрашение.

По земным меркам 25 лет для храма – срок небольшой. Но в деле спасения человеческой души важен каждый миг. В жизни людей, посетивших за эти годы Богородице-Рождественский храм, он сыграл большую роль. Храм, словно корабль в бушующем житейском море, собирает всех страждущих под свой кров. Многие нашли здесь утешение в скорби и болезни, помощь в трудных ситуациях, обрели радость встречи с Богом и надежду на спасение.

 

Анастасия Руденко